Детский сад №48

компенсирующего вида
Приморского района Санкт-Петербурга

Юртаева Алина Халимовна_1Образование: высшее профессиональное,Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 2004 г
Специальность:  Олигофренопедагогика
Квалификация: Учитель-олигофренопедагог
Учёная степень: нет
Учёное звание: нет
Квалификационная категория: высшая. Дата получения:  25.01.2003
Повышение квалификации:
1) " Организация коррекционно -развивающей работы в условиях реализации ФГОС"
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" 05.11.2017
2) «Развитие ИКТ-компетентности педагогов ДОУ в области создания дидактических материалов: реализация ФГОС " –21.06.2016

Общий стаж работы: 14 лет
Педагогический стаж: 14 лет
Стаж работы в учреждении: 14 лет

Опыт работы: Обобщение опыта по теме «Современные формы работы по формированию ЗКР у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

 

1390734512 104968965 5111852 ltnb 1

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Только не смотри.

На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта.

Ребенку предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. За кем последнее слово.

По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Ищем детали.

Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..."

5. Описываем свойства предметов.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

6. Придумываем историю.

Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. Что может быть?

Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

8. Стань писателем.

Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. Найти повтор.

Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

10. «Скажи наоборот» - игра в антонимы, в слова противоположные по значению.

Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».

11. Игра «Добавь слово».

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание:

- Оля проснулась и... (стала умываться).

- Коля оделся и... (побежал гулять).

- он замерз и... (пошел домой).

- стали они играть... (с зайчиком).

- зайчик испугался и... (побежал, спрятался).

- девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

12. Что увидел?

Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы?

13. Бюро путешествий.

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

14. Всегда под рукой.

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

15. Цепочка.

Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

16. Истории из жизни.

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или, когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

17. Мой репортаж.

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

18. Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего помощника-рассказчика

1rebjata s nashego dvora jpg 1444478073

Уважаемые родители и дорогие мои детки! Чтобы лето не пролетело даром, а ребенок не потерял приобретённые в учебном году навыки, предлагаю вам некоторые игры и задания.

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

  • Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно развивать мышцы неспецифического речевого аппарата:

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • Полоскать рот;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
  • Лизать эскимо.

Берегите свои знания и умения, а также наш совместный труд!!! Для того чтобы наша с Вами работа за лето не пропала,также предлагаю вам игры и упражнения для развития звуковой культуры речи, которые можно выполнять дома, на прогулке, в поездке, в походе по магазинам и т.д. Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Автоматизация звуков.

Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: недоавтоматизированные звуки могут исчезнуть совсем, тогда необходимо будет работу начинать заново. Поправляйте речь ребёнка спокойно и доброжелательно, произнося слово верно, не требуйте быстро повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение.

Развития фонематических процессов.

Придумай слова на звук А,О,У,И…М, П. Выбери картинки (игрушки), в названии которых есть звук О ( кот, слон, дом, ведро, ослик) и т.д. Повтори за мной цепочку слов (2-3 слова).

Развитие слоговой структуры слова.

Определение количества слогов в слове.(Сколько слогов в слове ДОМ, РЕ-КА, СО-БА-КА?) Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: мо-ло-ко). Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, из 2, 3, 4-сложных слов - в другое). Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Формирование правильного грамматического строя речи.

Упражнения на обучение изменять слова по числам (один сад, а много сады, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.) Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.). Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая… Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль … - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а сапожки из резины, значит они… У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д. - Если днём жара, то день жаркий, а если ветер - …, дождь -… и т.д. Можно поиграть в словесную игру: намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт») Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Расширение словарного запаса ребёнка.

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета» и т.д.

Развитие связной речи.

Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться. Упражнения для формирования связной речи:

  • описание рисунков и предметов (узнай предмет по описанию: зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • пересказы знакомых текстов, придумывание сказок и историй («А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня была волшебная палочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • беседы, составление и написание поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте парки.

Солнечного вам лета и новых ярких впечатлений!

image 22

Развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно или бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто логопеду приходится сталкиваться с такими вопросом: «Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями может возникать подобный вопрос.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Прежде всего, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении.

Коррекция звукопроизношения состоит из 4 этапов:

Первый (подготовительный) - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности.

Второй (постановка звуков) - правильное звучание изолированного звука.

Третий (автоматизация звуков) – правильное произношение в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, во фразовой речи.

Четвертый (дифференциация звуков) - умение различать смешиваемые звуки ( с/ш, з/ж, л/р) и правильно употреблять их в собственной речи.

Уважаемые родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? В кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Дети в возрасте до 6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;

Исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Успехов и уверенности в своих силах! Вместе сможем все!

Создание сайтов, Санкт-Петербург
ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ